Настройка ободных тормозов на велосипеде

Все про настройку и регулировку ободных тормозов на велосипеде. Пошаговая инструкция и важные особенности.

Содержание
1
5 минут
09 Фев 2020

Чтобы езда на велосипеде приносила удовольствие, он должен быть исправным. Кроме того, от того как работает велосипед зависит безопасность велосипедиста. Особенно это касается тормозов, ведь ездить на велосипеде, который нельзя остановить, очень опасно.

Тормоза — это простой механизм, но нужно знать как правильно его настроить для того, чтобы он работал эффективно.

Об ободных тормозах

Тормоза называются ободными, потому что тормозное усилие колодок прилагается к ободу колеса. Такой вид тормозов был создан больше ста лет назад, и до сих пор широко используется в велосипедах любой ценовой категории — от дешевых до дорогих. Велосипеды любого типа, в том числе те, что предназначены для профессиональных спортсменов, могут комплектоваться ободными тормозами. Таким образом, такой вид тормозов — все еще самый распространенный на современных велосипедах, хотя ему на смену постепенно приходят дисковые тормоза.

Виды ободных тормозов

Существует несколько видов ободных тормозов: V-Brake’и, кантиливеры и клещевые тормоза. На современных велосипедах можно встретить именно эти тормоза, причем чаще всего — ви-брейки. По своему принципу действия они работают одинаково: специальный механизм сжимает тормозные колодки вокруг обода колеса и создает трение, за счёт которого выделяется тепло и происходит торможение.

Различия между этими видами тормозов кроются в деталях: способе крепления на велосипеде, конструкции и особенностях торможения.

Настройка ободных тормозов на велосипеде

Ви-брейки применяются на велосипедах всех типов, хотя чаще всего их устанавливают на современные горные велосипеды. К велосипеду они крепятся с помощью специальных стержней на вилке и на раме, которые затягиваются болтом. Для того, чтобы установить вибрейки, в фреймсете велосипеда должны быть соответствующие крепления. Обеспечивают эффективное тормозное усилие.

Кантиливеры — это относительно редкий вид ободных тормозов. Крепятся к велосипеду так же, как и вибрейки, но для кантиливерных тормозов нужен специальный упор, в который вставляется поддерживающий механизм для тросиков. По сравнению с другими ободными тормозави кантиливеры обладают меньшей модуляцией и тормозят немного хуже чем другие виды тормозов, зато практически не подверждены загрязнению и соответственно могут тормозить в плохих условиях. Чаще всего используются на горных и циклокроссовых велосипедах.

Смотрите также:  Как сделать эффектный и безопасный банихоп (банни хоп) на велосипеде

Клещевые тормоза активно применялись с середины 50-х годов и часто используются на современных велосипедах. Чаще всего их можно увидеть на шоссейных велосипедах. Обладают хорошими характеристиками — неплохой модуляцией, отличным тормозным усилием и высокой надежностью. Настраивать клещевые тормоза немного труднее, чем остальные виды ободных тормозов.

Крепятся к велосипеду с помощью болтов, которые вставляются в отверстие на вилке и на раме.

Что потребуется для настройки

Определитесь с тем, какой у вас вид тормозов. От этого будет зависеть последовательность действий и особенности процесса. Независимо от вида тормоза вам понадобятся инструменты. Для тормозов нужны маленькие шестигранники соответствующего размера. Кроме того, в некоторых случаях может понадобиться небольшой разводной ключ (желательно до 15). В случае обслуживания неисправных тормозов могут понадобиться запасные части: в первую очередь речь идет о колодках и тросиках, но также могут понадобиться и другие детали от тормозов.

Пошаговые действия

Процесс настройки ободных тормозов состоит из нескольких этапов. На каждом из этапов мы настраиваем какую-то из частей тормоза.

Если ваши тормоза работают плохо, проверьте настройку каждой его части — все должно быть в соответствии с инструкцией.

Регулировка положения колодок

В первую очередь обратите свое внимание на тормозные колодки. Они должны быть в хорошем состоянии: не слишком твердыми (дубовыми) и не слишком мягкими. На их поверхости не должно быть зазубрин, металлической стружки или иных признаков, которые указывают на сильный износ. Если все в порядке, можете настраивать их положение.

Правильное положение колодок на ободных тормозах должно быть следующим: колодки находятся на 0,5 или 1 см ниже обода, не соприкасаются с покрышкой. Чтобы настроить колодку, надо расслабить зажимающий болт с помощью шестигранника или гаечного ключа и поднять или опустить колодку в специальном отверстии. Выбирать инструмент нужно исходя из типа крепления колодки, потому что разные ободные тормоза отличается конструктивно.

Обратите внимание на то, что колодка должна ровно прилегать к колесу, всей поверхностью. Допускается небольшой уклон колодки вверх или вниз, если без этого не получается правильно отрегулировать тормоз (такое бывает при неправильном подборе тормоза на велосипед).

Смотрите также:  Правильный выбор BMX

Настройка ободных тормозов на велосипеде

Выставление рычагов

Попробуйте нажать тормозную ручку и проверьте действие тормозных рычагов. В случае с вибрейками, они должны двигаться одновременно и в одинаковой плоскости. На клещевых тормозах из-за разной длины лапок рычагов они могут быть асимметричными, но колодки должны касаться обода одновременно. Если одна колодка зажимает обод раньше, чем другая, это нужно исправить.

На ви-брейках и кантиливерах для этого нужно ослабить шестигранником болт, который находится у основания рычага. После этого можно двигать рычаг в одну из сторон для того, чтобы управлять положением колодки.

Настройка ободных тормозов на велосипеде

На клещевом тормозе чаще всего на поверхности рычага есть болт, который откручивается ключом или шестигранником. Его нужно ослабить, далее установить лапку в правильном торможении и зажать болт, не выпуская лапку из рук. То есть, нужно создать усилие на лапку для того, чтобы она оставалась в нужном положении.

Настройка ободных тормозов на велосипеде

Положение тормозной ручки

Иногда тормоза работают плохо из-за неправильного положения ручки. Решение проблемы — нужно либо передвигуть ручку на руле в одну из сторон, либо натянуть тросик сильнее на тормозе. Иногда это можно сделать без его обрезания (если хватит модуляции усилия на ручке), но обычно требуется обрезка тросика. Достаньте его из ручки, открутив болт внутри нее, вытяните тросик и обрежьте лишнюю часть с помощью специального тросореза. Его можно заменить плоскогубцами, но тогда есть риск того, что он распушится. Алгоритм действий может быть другим на шоссейных дуалах или других видах ручек.

Принципы эффективного торможения

Задний тормоз при использовании должен срывать колесо в юз (неконтролируемое вращение). При резком использовании переднего тормоза велосипедист может перелететь через руль, и это — нормально. Если специально ослабить тормоз, его эффективность значительно упадет и езда станет опасной, особенно в экстренных ситуациях. Для безопасности нужно использовать оба тормоза, причем полагаться нужно именно на передний, так как задний тормоз менее эффективный. Главное — тормозить передним тормозом не так резко, как задним.

Оценить
НравитсяНе нравится
Загрузка...
Прямо сейчас смотрят
55394638